Праздничная викторина «Наурыз - начало весны»
Класс: 1 «В»
Классный руководитель- Костенко Л.А.
Цели урока:
Познакомить учащихся с праздником Наурыз, создать праздничное настроение;
Развивать познавательный интерес и логическое мышление детей;
Воспитывать чувство гордости за свою страну, воспитывать интерес к народным традициям.
Оборудование: плакаты для групп с изображением юрты, листы формата А4, шаблоны казахских узоров, плакаты со словами: Наурыз, Гульнавруз, Нардуган, Патрих.
Ход классного часа:
Учитель:
Упал сосулькой март к ногам,
И потекли ручьи по склонам
Навстречу солнцу и ветрам
С неумолкающим трезвоном.
Глядится лес в голубизну,
Вершины сосен запрокинув,
И видит, как, неся весну,
Косяк стремится журавлиный.
Дорогие ребята! Уважаемые гости!
По календарю наступил месяц
март. Народная мудрость гласит: март – утро года. Хотя и сердитым он бывает, снегами и морозцем оборачивается, но весной пахнет. 22 марта день сравнялся с ночью. Это день весеннего равноденствия. Праздник Весны!
Праздник Наурыз – древнейший праздник народов Востока. Об этом светлом празднике мы долгое время почти ничего не знали. Его, как старый ковер, свернули и запрятали подальше. А когда «достали» и «развернули», все просто ахнули. Настолько этот праздник оказался ярким, красивым, веселым и всегда молодым.
С приходом Наурыза в Азии встречают Новый год, весну, солнце. И, конечно, к такому празднику тщательно готовятся. Представить его без щедрого дастархана просто невозможно.
Таджики называют этот праздник Гульнавруз, татары – Нардуган, а греки – Патрих. Так что праздник Наурыз празднуют все народы Казахстана!
1 ученик. В весенний
праздник Наурыз
Борьба идет меж сил природы,
Играет громко кылкобыз,
Зовет он к дружбе все народы.
2 ученик
Айтысы у костра, качели, игры
Народные гулянья
Ты можешь, что угодно выбрать
И победишь достойно в состязаньи
3 ученик
Наурыз полон солнечных брызг,
Растопил залежавшийся лед
Наурыз к нам явился без виз –
Новый дождь за окошком льет.
Учитель: Ребята, мы получили письмо. Давайте прочитаем
его и узнаем, от кого оно.
Письмо: «Дорогие ребята! Сегодня в
нашем классе состоится праздник. Праздник Наурыз! Проходить
праздник будет в Золотой юрте. Но попасть туда сможет только тот, кто знаком с
искусством и культурой казахского народа. Если вы справитесь со всеми
заданиями, то перед вами откроются ворота. И тогда вы окажетесь в Золотой юрте.
С нетерпением жду вас на празднике.
Алдар – Косе.
Вед.: Ну что, готовы ли вы пройти
все испытания, чтобы попасть в Золотую юрту? Тогда в путь!
1. Конкурс «Раскрась юрту!
2.Игра- разминка «Я
знаю пять…»
Правила игры: Я называю обобщающее слово, а вы 5 слов, которые можно отнести к
этому обобщающему слову. Итак, вспомните и назовите:
• 5 педагогов СШ№8.
• 5 городов Республики Казахстан
• 5 имен мальчиков казахов
• 5 имен девочек казашек
• 5 детских садов г. Степногорска
• 5 общественных зданий в нашем городе
3.Аппликация «Составь ковер»
Посмотрите, перед нами деревянные ворота, они откроются, если вы покажите свои
знания о казахском искусстве - ковроделии. С древних времен казахский народ, в
основном женщины, создавали великолепные ковры, которыми не только застилали
пол, но и украшали стены юрты.
Традиционными казахскими ковровыми изделиями являются текемет, алаша, сырмак,
тускииз. Основными узорами в них являются рогообразные завитки, геометрические
и растительные орнаменты. С некоторыми из них вы уже знакомы. Поэтому задание ,
которое вам предстоит выполнить, будет следующим. Вы должны из предложенных
узоров выбрать те, которые относятся к казахским , украсить ими ковер - текемет.
Выполнять задание будут 5 команд, а мы посмотрим, у какой команды ковер
получится красивее.
4.«Узнай сказку».
Учитель:А теперь вы должны показать,
как хорошо знаете казахские народные сказки.
В казахских народных сказках встречаются разные герои и добрые – сильные
богатыри, и злые – драконы, старуха с медными когтями. Героями сказок могут
быть как люди – Алдар-косе, так и животные – коян, тулкi, каскыр.
Сейчас вам предстоит послушать отрывок из сказки, назвать ее и сказать, это
казахская или русская народная сказка.
1.Отпустил волк хвост в прорубь, да
приговаривает «Ловись, рыбка, и большая и маленькая…»
(рус. нар. сказка «Лисичка сестричка и серый волк»).
2. Надел Алдар-Косе лисью шубу,
пересел на байского скакуна и помчался, обгоняя ветер (каз. нар. сказка
«Чудесная шуба Алдара-Косе»).
3. Пришли волки в первый день, все
вокруг перевернули, а коз не нашли. Пришли на второй – опять коз не видно. На
третий день пришли, рыча, и стали делать подкоп у стены, но в дом ворваться не
решились. (каз. нар. сказака «Почему волк воет»).
4. Попробовала Машенька кашу из
большой миски – не понравилась, попробовала и з средней – тоже каша не очень
вкусная, а в маленькой миске каша оказалась самая сладкая и вкусная. (рус. нар.
сказка «Три медведя»).
5. Заяц нарочно встал против медведя и начал дразнить его: «Эй ты, глупый бай,
косолапый бай, самого себя ты тяни-толкай!» (каз. нар. сказка «Находчивый
заяц»).
Учитель: Молодцы! Справились и с этим заданием. Но за ними еще одно
препятствие.
Сейчас, ребята, я вам загадаю
загадки, а вы дружно отвечайте.
5.Загадки.
1. Он растёт не в огороде,
А растёт в большущем поле.
Очень нужен он нам
Хлеб чудесный – это …(нан)
2. Любят все с ним играть.
Все узнают – это мяч.
Он по полу скок – скок
Мяч весёлый – это …(доп)
3. Вам в бидон его нальют.
Все ребята тёплым пьют.
Молоко назвали - …(сут)
4. Вяжет всем ребятам варежки и шапки.
Все узнали без труда
Это бабушка - …(апа)
5. Смастерит он вам лошадку,
Даст в свисточек погудеть
Вы узнали – это дед.
А по – казахски скажем без труда
Дедушка милый – это …(ата)
5.«Назови казахские
пословицы».
1. Отан оттан да ыстык. – Родина горячее огня.
2. Бакыт кiлтi – енбек. – Труд – ключ к счастью.
3. Карга баласын аппагым деп суйедi, кiрпi баласын жумса ым деп суйедi. –
Ворона называет своих детей беленькими, еж своих детей мягонькими.
Дети объясняют значение каждой пословицы.
6.Конкурс для
капитанов
Вопросы для блиц-турнира.
1. Государственные символы Республики Казахстан. (Флаг, герб, гимн)
2. Национальная валюта. (Тенге)
3.Герой юмористических рассказов и анекдотов казахского фольклора
(Алдар Косе)
4. Национальное жилище казахов.
(Юрта)
5.Священная книга
мусульман. (Коран)
6.Высшее должностное
лицо в Республике Казахстан. (Президент)
7.Как зовут
президента РК. (Н.А. Назарбаев)
8. Как будет
по-казахски «герб»? (Елтанба)
9. Что символизирует
шанырак? (Шанырак – сердце герба. Это
очаг, семья)
10.Город-центр по изучению космоса.
(Байконур)
11.Казахские народные инструменты.
(Домбра, сыбызгы, кобыз)
12. Казахский воин-герой.
(Батыр)
13.Когда празднуется День Независимости РК?
14. Кто изображен на флаге РК?
15. Что обозначает синий цвет на нашем флаге?
16.Когда празднуется Наурыз?
Подводятся итоги.
Перед детьми открываются ворота. К ним на встречу выходит
Алдар-Косе.
Алдар-Косе:
Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рад, что вы смогли преодолеть все
испытания. Вы показали свои знания, смекалку, внимание. И теперь мы можем
начинать наш праздник.
Алдар-Косе поздравляет детей с праздником и угощает шашу. Приглашает за
праздничный дастархан.