Степногорск қаласының білім бөлімінің Ш. Уәлиханов атындағы № 8 жалпы орта мектебі коммуналдық мемлекеттік мекемесі

Біздің соцсеть

  

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Праздничная викторина «Наурыз - начало весны»

19.04.2017

Праздничная викторина «Наурыз - начало весны»

Класс: 1 «В»

Классный руководитель- Костенко Л.А.

Цели  урока:

   

        Познакомить учащихся с праздником Наурыз, создать праздничное настроение;

        Развивать познавательный интерес и логическое мышление детей;

        Воспитывать чувство гордости за свою страну, воспитывать интерес к народным традициям.

 Оборудование: плакаты для групп с изображением юрты, листы формата А4, шаблоны казахских узоров, плакаты со словами: Наурыз, Гульнавруз, Нардуган, Патрих.

Ход классного часа:

Учитель:

 Упал сосулькой март к ногам,

И потекли ручьи по склонам

Навстречу солнцу и ветрам

С неумолкающим трезвоном.

Глядится лес в голубизну,

Вершины сосен запрокинув,

И видит, как, неся весну,

Косяк стремится журавлиный.

Дорогие ребята! Уважаемые гости!

По календарю наступил месяц

март. Народная мудрость гласит: март – утро года. Хотя и сердитым он бывает, снегами и морозцем оборачивается, но весной пахнет. 22 марта день сравнялся с ночью. Это день весеннего равноденствия. Праздник Весны!

Праздник Наурыз – древнейший праздник народов Востока. Об этом светлом празднике мы долгое время почти ничего не знали. Его, как старый ковер, свернули и запрятали подальше. А когда «достали» и «развернули», все просто ахнули. Настолько этот праздник оказался ярким, красивым, веселым и всегда молодым.

С приходом Наурыза в Азии встречают Новый год, весну, солнце. И, конечно, к такому празднику тщательно готовятся. Представить его без щедрого дастархана просто невозможно.

Таджики называют этот праздник Гульнавруз, татары – Нардуган, а греки – Патрих. Так что праздник Наурыз празднуют все народы Казахстана!

1 ученик.   В весенний

праздник Наурыз

       

           Борьба идет меж сил природы,

       

           Играет громко кылкобыз,

       

           Зовет он к дружбе все народы.

2 ученик    

Айтысы у костра, качели, игры

       

           Народные гулянья

       

           Ты можешь, что угодно выбрать

       

           И победишь достойно в состязаньи

3 ученик  

 Наурыз полон солнечных брызг,

       

           Растопил залежавшийся лед

       

           Наурыз к нам явился без виз –

           

       Новый дождь за окошком льет.

Учитель: Ребята, мы получили письмо. Давайте прочитаем

его и узнаем, от кого оно.

Письмо: «Дорогие ребята! Сегодня в

нашем классе состоится праздник. Праздник Наурыз! Проходить

праздник будет в Золотой юрте. Но попасть туда сможет только тот, кто знаком с

искусством и культурой казахского народа. Если вы справитесь со всеми

заданиями, то перед вами откроются ворота. И тогда вы окажетесь в Золотой юрте.

С нетерпением жду вас на празднике. 

Алдар – Косе.

Вед.: Ну что, готовы ли вы пройти

все испытания, чтобы попасть в Золотую юрту? Тогда в путь!

1. Конкурс «Раскрась юрту!

2.Игра- разминка «Я

знаю пять…» 

Правила игры: Я называю обобщающее слово, а вы 5 слов, которые можно отнести к

этому обобщающему слову. Итак, вспомните и назовите: 

• 5 педагогов СШ№8.

• 5 городов Республики Казахстан

• 5 имен мальчиков казахов

• 5 имен девочек казашек

• 5 детских садов г. Степногорска

• 5 общественных зданий в нашем городе

3.Аппликация «Составь ковер»

Посмотрите, перед нами деревянные ворота, они откроются, если вы покажите свои

знания о казахском искусстве - ковроделии. С древних времен казахский народ, в

основном женщины, создавали великолепные ковры, которыми не только застилали

пол, но и украшали стены юрты.

Традиционными казахскими ковровыми изделиями являются текемет, алаша, сырмак,

тускииз. Основными узорами в них являются рогообразные завитки, геометрические

и растительные орнаменты. С некоторыми из них вы уже знакомы. Поэтому задание ,

которое вам предстоит выполнить, будет следующим. Вы должны из предложенных

узоров выбрать те, которые относятся к казахским , украсить ими ковер - текемет.

Выполнять задание будут 5 команд, а мы посмотрим, у какой команды ковер

получится красивее.

4.«Узнай сказку».

Учитель:А теперь  вы должны показать,

как хорошо знаете казахские народные сказки.

В казахских народных сказках встречаются разные герои и добрые – сильные

богатыри, и злые – драконы, старуха с медными когтями. Героями сказок могут

быть как люди – Алдар-косе, так и животные – коян, тулкi, каскыр.

Сейчас вам предстоит послушать отрывок из сказки, назвать ее и сказать, это

казахская или русская народная сказка.

1.Отпустил волк хвост в прорубь, да

приговаривает «Ловись, рыбка, и большая и маленькая…» 

(рус. нар. сказка «Лисичка сестричка и серый волк»).

2. Надел Алдар-Косе лисью шубу,

пересел на байского скакуна и помчался, обгоняя ветер (каз. нар. сказка

«Чудесная шуба Алдара-Косе»).

3. Пришли волки в первый день, все

вокруг перевернули, а коз не нашли. Пришли на второй – опять коз не видно. На

третий день пришли, рыча, и стали делать подкоп у стены, но в дом ворваться не

решились. (каз. нар. сказака «Почему волк воет»).

4. Попробовала Машенька кашу из

большой миски – не понравилась, попробовала и з средней – тоже каша не очень

вкусная, а в маленькой миске каша оказалась самая сладкая и вкусная. (рус. нар.

сказка «Три медведя»).

5. Заяц нарочно встал против медведя и начал дразнить его: «Эй ты, глупый бай,

косолапый бай, самого себя ты тяни-толкай!» (каз. нар. сказка «Находчивый

заяц»).

Учитель: Молодцы! Справились и с этим заданием. Но за ними еще одно

препятствие.

 Сейчас, ребята, я вам загадаю

загадки, а вы дружно отвечайте. 

5.Загадки.

1. Он растёт не в огороде, 

А растёт в большущем поле. 

Очень нужен он нам 

Хлеб чудесный – это …(нан) 

2. Любят все с ним играть.

Все узнают – это мяч. 

Он по полу скок – скок 

Мяч весёлый – это …(доп) 

3. Вам в бидон его нальют. 

Все ребята тёплым пьют. 

Молоко назвали - …(сут) 

4. Вяжет всем ребятам варежки и шапки. 

Все узнали без труда 

Это бабушка - …(апа) 

5. Смастерит он вам лошадку,

Даст в свисточек погудеть 

Вы узнали – это дед. 

А по – казахски скажем без труда 

Дедушка милый – это …(ата)

5.«Назови казахские

пословицы».

1. Отан оттан да ыстык. – Родина горячее огня.

2. Бакыт кiлтi – енбек. – Труд – ключ к счастью.

3. Карга баласын аппагым деп суйедi, кiрпi баласын жумса ым деп суйедi. –

Ворона называет своих детей беленькими, еж своих детей мягонькими.

Дети объясняют значение каждой пословицы.

6.Конкурс для

капитанов

Вопросы для блиц-турнира.

1. Государственные символы Республики Казахстан.   (Флаг, герб,   гимн)

2. Национальная валюта.    (Тенге)

3.Герой юмористических рассказов и анекдотов казахского фольклора

      (Алдар   Косе)

4. Национальное жилище казахов.     

(Юрта)

5.Священная книга

мусульман.     (Коран)

6.Высшее должностное

лицо в Республике Казахстан.    (Президент)

7.Как зовут

президента РК. (Н.А. Назарбаев)

8. Как будет

по-казахски «герб»?     (Елтанба)

9. Что символизирует

шанырак?  (Шанырак – сердце герба. Это

очаг, семья)

10.Город-центр по изучению космоса.     

(Байконур)

11.Казахские народные инструменты.  

(Домбра, сыбызгы, кобыз)

12. Казахский воин-герой.    

(Батыр)

13.Когда празднуется День Независимости РК?

14. Кто изображен на флаге РК?

15. Что обозначает синий цвет на нашем флаге?

16.Когда празднуется Наурыз?

 

Подводятся итоги.

Перед детьми открываются ворота. К ним на встречу выходит

Алдар-Косе.

Алдар-Косе:

Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рад, что вы смогли преодолеть все

испытания. Вы показали свои знания, смекалку, внимание. И теперь мы можем

начинать наш праздник.

Алдар-Косе поздравляет детей с праздником и угощает шашу. Приглашает за

праздничный дастархан.
                             

 

Просмотров: 1480


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст