План
профориентационной работы
КГУ «Средняя школа № 8 им. А. П. Гайдара»
2020-2021 год
Цели: оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности, выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи: получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения; обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе; дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства (это наши «трудные», дети из неблагополучных семей); выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города.
Реализация плана предусматривает активное участие педагогов, родителей учащихся общеобразовательного учреждения в проведении профориентационных мероприятий, направленных на подготовку востребованных профессиональных кадров.
Мероприятия |
Сроки |
Ответственный |
Нормативно-правовое обеспечение мероприятий, направленных на организацию профессиональной ориентации обучающихся |
||
|
|
|
Разработка и утверждение программ (комплекса мер, планов работы,в т. ч. социально-психологического сопровождения обучающихся, методической работы с педагогическими работниками и др.), направленных на профессиональную ориентацию обучающихся в соответствии с требованиями рынка труда |
В течение учебного года
|
Директор школы |
Разработка и утверждение локальных актов, регламентирующих деятельность по профессиональной ориентации обучающихся ( совместная деятельность УПК по профориентационной работе с обучающимися, стенд по профориентации и др.) |
Директор школы |
|
Обзор новинок методической литературы по профориентации, проведение в школьной библиотеке выставки книг «Человек и профессия» |
Заведующий библиотекой |
|
Издание приказов: о плане работы по профориентации на учебный год; назначении координатора (ответственного) по профориентационной работе
|
Сентябрь
|
Директор школы |
Разработка плана совместной работы школы по профориентации с заинтересованными организациями и учреждениями |
Заместитель директора по ВР |
|
Подготовка плана профориентационной работы с обучающимися и их родителями на учебный год |
Заместитель директора по ВР |
|
Разработка программы по профессиональной ориентации и адаптации обучающихся к рынку труда на учебный год |
Заместитель директора по УВР |
|
Оборудование 12 автоматизированных рабочих мест для профориентационного и психологического компьютерного тестирования обучающихся |
Заместитель директора по АХР |
|
Работа с педагогическим коллективом |
||
Совещание при директоре по вопросу анализа трудоустройства и поступления в учреждения профессионального образования выпускников 9 и 11-х классов |
Август
|
Заместитель директора по УВР |
Рассмотрение вопроса «О плане профориентационной работы на новый учебный год» |
Заместитель директора по УВР |
|
Профконсультации по изучению личности школьника: «Исследование готовности обучающихся к выбору профессии» (5–6-е классы); «Изучение личностных особенностей и способностей обучающихся» (7–8-е классы); «Изучение склонностей и интересов обучающихся» (9-е классы); «Изучение профессиональных намерений и планов обучающихся» (10–11-е классы). |
В течение учебного года
|
Педагог-психолог |
Совещание при директоре по вопросу анализа результатов профориентации и задачи на новый учебный год |
Сентябрь
|
Заместитель директора по ВР |
Работа заместителя директора по УВР по вопросу анализа планов воспитательной работы по профориентации «Организация профориентационной работы в классе» |
Заместитель директора по УВР |
|
Учебно-методический семинар для классных руководителей по теме «Теория и практика профориентационной работы»: «Нормативно-правовые документы, обеспечивающие функционирование системы профориентационной работы» |
Педагог-психолог |
|
Пополнение библиотечного фонда и стенда литературой по профориентации и трудовому обучению |
Заведующий библиотекой |
|
Совещание при заместителе директора по УВР по вопросу изучения уровня ведения профориентационной работы учителями-предметниками в 9- 11х классах |
Октябрь
|
Заместитель директора по УВР |
Разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы с обучающимися различных возрастных групп. |
Заместитель директора по ВР |
|
Совещание при заместителе директора по НМР по вопрос «Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся» |
Ноябрь
|
Заместитель директора по НМР |
Совещание при заместителе директора по ВР по вопросу организации профориентационной работы в классе |
Заместитель директора по ВР |
|
Подготовка рекомендаций классным руководителям по учету профессиональной направленности обучающихся в педагогическом процессе |
Педагог-психолог |
|
Совещание при заместителе директора по НМР по вопросу «Перспективы профильного обучения» Анализ |
Декабрь
|
Заместитель директора по НМР |
Лекторий для педагогического коллектива по профориентационной работе «Структура профориентационного занятия в старших классах. Методика "Мое профессиональное будущее"» |
Педагог-психолог |
|
Мастер-класс «Профориентационные ребусы» |
Заместитель директора по УВР |
|
Педагогический совет на тему «Формирование основ жизненного и профессионального самоопределения учащихся» |
Январь
|
Заместитель директора по УВР |
Рассмотрение вопроса при заместителе директора по ВР «Методы работы с родителями по вопросу выбора профессии их детьми» |
Март
|
|
Совещание при заместителе директора по ВР по вопросу «Роль классного руководителя в профориентации обучающихся»
|
Апрель- Май
|
|
Работа с родителями обучающихся |
||
Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора обучающимися профессий, элективных курсов |
В течение учебного года |
Педагог-психолог |
Лекторий для родителей по теме «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении детей»: «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении» |
Сентябрь
|
Классный руководитель 11 класса |
Родительское собрание для параллели 9-х классов «Предпрофильная подготовка» |
Заместитель директора по УВР |
|
Общешкольное родительское собрание «Роль семьи в выборе профессии» |
Педагог-психолог |
|
Анкетирование родителей с целью выявления их отношения к выбору детьми профиля |
Педагог-психолог |
|
Круглый стол «Анализ рынка труда и востребованности профессий в регионе» |
Педагог-психолог |
|
|
Октябрь
|
|
Психологический тренинг «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении» |
Педагог-психолог |
|
Обобщение лучшего опыта воспитания в семье по подготовке детей к сознательному выбору профессии |
Заместитель директора по ВР |
|
Родительский урок по теме: «Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования» (9-е классы) |
Педагог-психолог |
|
Выпуск буклета для родителей по профориентации |
Заместитель директора по ВР |
|
Лекторий для родителей по теме «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении детей»: «Как помочь ребенку выбрать профессию» |
Ноябрь
|
Педагог-психолог |
|
|
|
Психологический тренинг «Эмоциональное отношение к выбору профессии» |
Педагог-психолог |
|
|
Январь
|
|
Выступление на общешкольном родительском собрании «Сопровождение и поддержка профессионального выбора со стороны родителей» |
Педагог-психолог |
|
Лекторий для родителей по теме «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении детей»: «Воспитание трудовых навыков в семье (обязанности детей в семье)» |
Март
|
классные руководители |
Читательская конференция «Смысл жизни» и «Выбор профессии». Равнозначны ли эти понятия? |
Заведующий библиотекой |
|
Книжная выставка «Через профессию к успеху» |
Апрель
|
Заведующий библиотекой |
Информационное, организационно-кадровое и психолого-педагогическое обеспечение профессиональной ориентации обучающихся |
||
Выпуск общешкольной газеты «Кем быть» |
Ежемесячно |
Заместитель директора по ВР |
Конкурсы: декоративно-прикладного творчества (5–7-е классы); технического творчества (8–9-е классы); рисунков «Радуга профессий» (1–4-е классы); сочинений «Моя будущая профессия» (5–8-е классы); семейных сочинений «Профессии нашей семьи» (9–10-е классы); компьютерных презентаций «Иллюстрации к профессии…2 (10–11-е классы); «Молодые хозяюшки» (5–6-е классы); «Молодые модельеры» (7–8-е классы); профессий «Все работы хороши – выбирай на вкус!» (5–7-е классы) |
В течение учебного года
|
Заместитель директора по ВР |
Профориентационные экскурсии в учреждения профессионального образования |
Заместитель директора по ВР |
|
Ролевые игры: «Найти свой путь» (5-е классы); «Мои профессиональные планы» (6-е классы); «Профессии, которые нам предлагают» (7-8 классы); «Как выбрать профессию?» (9-е классы); «Выявление способностей и осознанный выбор профессии» (10-е классы); «День самоуправления» (11-е классы); |
Педагог-психолог |
|
Профориентационный тренинг (5–11-е классы): «Познай себя»; «Дороги, которые мы выбираем»; «Выбор профессии»; «Профессиональное самопознание»; «Способности и профессиональная пригодность»; «Куда пойти учиться?»; «Выбор профессии – ответственный шаг»; «Помечтаем о будущей профессии». |
Педагог-психолог |
|
Книжные выставки: «Стратегия профессионального выбора»; «Каждый может стать звездой в своем деле»; «Как стать студентом». |
Заведующий библиотекой |
|
Библиотечные уроки: «Профессии на все времена»; «Выбери работу по душе»; «Нефть и люди»; «Старт в профессию»; «Открытие профессии»; «Из школы в жизнь»; «Сам себе адвокат»; «Выбор профессии – дело серьезное»; «Познай вкус ремесла»; |
Заведующий библиотекой |
|
Подбор литературы для педагогического персонала школы по профессиональному самоопределению учащихся |
Заведующий библиотекой |
|
|
|
|
Выпуск буклетов по профориентации для обучающихся: «Путешествие по океану "Профессия"»; «Выбор профессии – выбор пути»; |
Классные руководители |
|
Индивидуальное консультирование по результатам диагностики и выбору образовательного маршрута |
Педагог-психолог |
|
Консультации по проблеме выбора профессии обучающимися (по запросу родителей) |
Педагог-психолог |
|
Использование в учебно-воспитательном процессе следующих видов урочной деятельности по профориентации обучающихся: «Человек – природа»: лабораторные, практические работы по биологии; «Человек – техника»: лабораторные, практические работы по физике, химии, выполнение работ на уроках технического труда; «Человек – человек»: разбор характеристик литературных героев, исторических личностей, разбор поведения окружающих, выполнение работ на уроках труда, общественно-организаторская работа среди сверстников, участие в коллективных мероприятиях, спортивных играх; «Человек – знаковая система»: выполнение письменных работ по разным предметам, чтение, ведение записей, перевод с одного языка на другой, выполнение вычислений, чертежей, схем; «Человек – художественный образ»: разбор художественных особенностей произведений литературы, искусства, выполнение заданий на уроках рисования, пения, участие в эстетическом оформлении класса, школы, участие в художественной самодеятельности. |
Заместитель директора по УВР |
|
Классные часы по профориентации для учащихся 1–4-х классов: «Мир моих интересов»; «Все работы хороши – выбирай на вкус»; «Профессии наших родителей»; «О профессиях разных, нужных и важных»; «Хлеб всему голова» Экскурсия в пекарню, пиццерию Классные часы по профориентации для учащихся 5–8-х классов: «Мир профессий. Человек – техника»; «Почтовая связь в нашей стране. Почта нужна всем. Экскурсия в отделение связи»; «Мир профессий. Чтобы люди были красивыми. Парикмахер. Визажист. Экскурсия в парикмахерскую»; «Мир профессий. На страже закона. Встреча с работниками правоохранительных органов»; Классные часы по профориентации для учащихся 9–11-х классов: «Познай самого себя»; «Мотивы выбора профессии»; «Психологические характеристики профессий»; «Учителя – выпускники школы»; «Как стать гением. Жизненная стратегия творческого человека»; «Труд и творчество как главный смысл жизни»; «Сотвори свое будущее»; «Классификация профессий». |
Классные руководители |
|
Беседы для учащихся 1–4-х классов: «Профессии наших родителей»; «Как хлеб на столе появился»; «Азбука редких профессий»; «Моя профессия – библиотекарь»; «Путешествие по профессиям»; «Кем хочешь быть?»; «Замечательные люди моей будущей профессии»; «Книги о профессиях»; «Здоровье и выбор профессии». Беседы для учащихся 5–8-х классов: «Роль знаний в выборе профессии»; «Мир профессий и место в нем человека»; «Работа моих родителей»; «С чего начать профессиональную карьеру»; «Требования профессии к человеку»; «Профессиональная деятельность и социальный статус человека»; «Что важнее: "Кем быть" или "Каким быть"?»; «Кто и что оказывает влияние на выбор профессии?»; «Самообразование, саморазвитие и выбор профессии». Беседы для учащихся 9-х классов: «В мире профессий»; «Как выбрать нужную профессию»; «Все работы хороши – выбирай на вкус»; «Что такое рынок труда?»; «Оптимальное поведение на рынке труда»; «Профессиональные качества человека»; «Типы профессий. Формула профессии»; «Профессии, специальности, должности». |
Классные руководители |
|
Диагностика профессиональных склонностей с целью определения будущих профессий (9–11-е классы) |
Сентябрь
|
Педагог-психолог |
Пополнение банка данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускников школы |
Заместитель директора по УВР |
|
|
|
|
Деловая игра «Что я знаю о профессиях» (5–6-е классы) |
Заместитель директора по ВР |
|
Круглый стол «Мастерство и талант» (9–11-е классы) |
Педагог-психолог |
|
Диагностика обучающихся 9-х классов с целью выявления их профессиональных интересов при выборе профиля обучения |
Октябрь
|
Педагог-психолог |
Профдиагностика и консультирование выпускников 9, 11-х классов «Оценка профессиональной направленности личности выпускника» |
Педагог-психолог |
|
Анкетирование: «Профессиональное самоопределение на основе самооценки» (9-е классы); «Будущее профессиональное предпочтение» (11-е классы); «Кем я хочу быть» (7–8-е классы). |
Педагог-психолог |
|
Викторина «Путешествие в мир профессий» (7–8-е классы) |
Заместитель директора по ВР |
|
|
Ноябрь
|
|
Круглый стол «Что такое труд?» (9–11-е классы) |
Классные руководители |
|
Профориентационная акция по набору обучающихся в учреждения профессионального образования системы МВД, министерства обороны |
Заместитель директора по ВР |
|
Развлекательно-познавательная игра «Кто больше знает профессий?» (5–6-е классы) |
Январь
|
Заместитель директора по ВР |
Конкурсно-развлекательная игра «Как много профессий хороших» (7–9-е классы) |
Заместитель директора по ВР |
|
Костюмированный карнавал профессий «Прекрасные дела» |
Заместитель директора по ВР |
|
Деловая игра «Дорогами профессий» (7–8-е классы) |
Заместитель директора по ВР |
|
Викторина «Что я знаю о мире профессий» (9–10-е классы) |
Заместитель директора по ВР |
|
Диспут «Правильный выбор профессии как первый шаг к построению карьеры» (10–11-е классы) |
Заместитель директора по ВР |
|
Диагностика профессионального профиля личности (интересов и способностей) обучающихся 9 и 11-х классов |
Февраль
|
Педагог-психолог |
Ярмарка по профориентации «Горизонты образования» (10–11-е классы) |
Заместитель директора по ВР |
|
Круглый стол «Профессионализм. Что это такое?» (9–11-е классы) |
Педагог-психолог |
|
Диагностика общего уровня и направленности познавательных интересов «Карта интересов» (8-е классы) |
Март
|
Педагог-психолог |
Ток-шоу «Как стать профессионалом» (10-11е классы) |
Заместитель директора по ВР |
|
Неделя профориентации |
Апрель
|
Заместитель директора по ВР |
Круглый стол «Куда пойти учиться?» (9–11-е классы) |
Педагог-психолог |
|
|
Май
|
|
Мониторинг эффективности организации предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников |
Педагог-психолог |
|
Читательская конференция «Выдающиеся люди в различных сферах деятельности» (9–11-е классы) |
Заведующий библиотекой |
Исп. С. Журина
24417