Система образования Казахстана в настоящее время находится в режиме кардинальной модернизации, это обусловлено задачей поставленной Президентом страны о вхождении в число 50 развитых стран мира. Опыт многих стран говорит о том, что инвестиции в образовании дает впоследствии существенную отдачу в экономике и обществе.
На мой взгляд, образование Казахстана нуждается в обновление, т.к. оно не приносит значимых эффектов, как для
личности, так и для государства. В наших школах снижена рефлексия педагогических коллективов, управленцев на любые результаты оценки их деятельности, а это сдерживает развитие школьных систем образования. Из-за отсутствия полноценной национальной системы оценки качества образования нет направленной помощи отстающим
организациям образования. Все это привело к тому, что по результатам исследования PISA учащиеся Казахстана заняли довольно низкие места как в разделе математической грамотности, так и в разделе грамотности чтения. В каждой школе должны быть созданы условия для становления успешной, современной школы: это и школьная организационная культура, развитие лидерства на всех уровнях и непрерывное повышение профессионального уровня педагогов.
В настоящее время для обеспечения качественного образования требуется привлечение к управлению образовательным процессом всех его участников. Для получения реальной оценки условий работы школы было проведено анкетирование родителей, педагогов и учащихся с целью определения приоритетных проблем развития школы.
Анкетирование уже давно вошло в жизнь школы, оно нужно, так как раскрывает важные моменты отношений всех участников учебно-воспитательного процесса, выявляет положительные и отрицательные стороны в работе.
Проблемой моей школы является то, что большая часть коллектива педагогов имеют стаж более 20 лет (более 58%), а молодых учителей всего 5%. Учителя данной категории достаточно настороженно относятся к новшествам, хотя в противовес им в школе достаточное количество учителей прошедших уровневые курсы (1 уровень – 2, 2 уровень – 1, 3 уровень – 5), которые ведут активную работу по трансляции своего опыта. В городе школы объединены в группы партнерских школ, под руководством одной - ведущей. Внутри школы в системе проводятся коучинги, обучающие семинары для всех учителей, не обучавшихся на уровневых курсах. Для решения проблемы привлечения молодых
специалистов для школы необходимо продолжение работы по участию в ярмарках молодых специалистов вузов своего региона, работа с вышестоящими организациями по предложениям о создании условий для привлечения педагогов.
Особенностью образовательного процесса школы является включение в него учащихся с ограниченными возможностями, практически в каждую параллель, что требует особого внимания. Дети в силу заболеваний требуют
дифференцированного подхода и учета их физических возможностей Необходимо обратить внимание на удовлетворение их потребностей, как в учебно-воспитательном процессе, так и с точки зрения создания комфортных условий медицинского обслуживания, облегченного доступа ко всем учебным помещениям (т.к. имеются дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата). В связи с этим кроме планирования введения в штат врача, необходимо введение дополнительной ставки психолога, дефектолога и специалиста для ведения
специальных медицинских групп.
Проанализировав данные опроса родителей школы, я увидела, что большая часть родителей порядка 80% говорят о том, что их участие в школьной жизни оценивается высоко, 95% респондентов удовлетворены учетом индивидуальных образовательных потребностей ребенка.
Наряду с положительными моментами в работе школы данные опроса выявили проблему в параллелях 2,6 и 7
классов текущего учебного года. Она складывается из недостаточной дисциплины на уроках данных классов, в связи с хулиганскими действиями некоторых учащихся. Как показал опрос, действия служб школы по
предотвращению подобных ситуаций недостаточно скоординированы. Данный контингент учащихся имеет диагноз, выставленный городской психолого-медико-педагогической комиссией «Смешанный расстройства школьных навыков» с определенными рекомендациями по медикаментозному лечению и обучению данных детей.
Проблемы подобного рода возникают в тех случаях, когда родители предъявляют слишком высокие требования как к школе, так и к своему ребёнку. Часть родителей завышают возможности своих детей. Также могу предположить, что плохая успеваемость может происходить из-за проблем со здоровьем ребенка и недостаточного контроля со стороны родителей. Однако наряду с этим возможно школа не нашла подход к данному ученику и не выявила настоящей причины его плохой дисциплины и успеваемости, следовательно это необходимо дополнительно проанализировать.
Можно сделать вывод, что все ожидания родителей от учебно-воспитательного процесса школы полностью связаны с изменениями как в изменении отношения детей к учёбе, так и с изменениеми подходов учителей школы к преподаванию, потому что самое главное для любого родителя видеть своего ребенока успешным.
В связи с необходимостью коррекции деятельности школы в соответствии с этими данными необходимо продумать четкое планирование взаимодействия психологической, социальной служб школы и вовлечение родителей, как данных детей, так и всего класса, где они обучаются, в решение проблемы (родительские собрания, тренинги, консультации специалистов). Необходимо продумать работу фокус - группы педагогов по выработке критериев четкого, объективного оценивания учащихся на уроках данных параллелей.
Анализ анкет персонала школы выявил проблему отсутствия полноценного анализа проделанной работы (95%
учебно-вспомогательного персонала и 23% учителей), что приводит к недостаткам планирования дальнейшей работы. Второй выявленной проблемой стало то, что заместители директора в 92% случаях берут руководящую роль на себя и соответственно в 98% случаев персоналу не предоставляется возможность играть лидирующую роль. Данные две проблемы, поднятые педагогами, взаимосвязаны и требуют проработки. Процесс вовлечения в лидерскую деятельность не однороден для всех педагогов, поэтому необходимо создать возможность для диалога в рамках школьного сетевого сообщества.
Опрос учащихся показал отсутствие претензий учащихся к методам и стилям проведения уроков. Такая высокая
оценка работы педагогов школы, это портрет востребованного учителя, нарисованный учениками. Зная педагогов своей школы, мое мнение полность совпадает со мнением учащихся. Конечно в школе случаются ситуации недопонимания, но педагоги всегда находят выход из них, приемлемый для обеих сторон.
Вместе с тем большая часть учащихся мужского пола 6-8 классов (в среднем 61%), говорит о недостаточном уровне понимания их потребностей педагогами, недостаточной удовлетворенности взаимодействием учитель – ученик на уроке. Эта же группа учащихся высказала неудовлетворение оцениванием и организацией системы
самостоятельной работы учащихся. Исходя из анкетных данных, можно сделать вывод, что ученики стремятся работать самостоятельно с интересным, разноплановым материалом. Порой мы боимся дать ученикам эту самостоятельность, опасаясь, что они не справятся, не поймут, но это неправильно. Следует лишь направлять, взаимодействовать, а не управлять, и тогда, думаю, положительные результаты не заставят себя ждать.
В связи с этим необходимо планирование работы педагога психолога по составлению
рекомендаций учителям по учету индивидуальных особенностей учащихся, провести систему коучинговых сессий по оцениванию и организация системы обучающих мероприятий по эффективным формам, методам самостоятельной работы.
На основании проведенной работы по анкетированию выявлены следующие приоритеты развития школы:
- недостатки организации эффективного урока;
- слабая степень учебной мотивации учеников школы;
- нерезультативное употребление учителями новых подходов в обучении.
На основе всех выявленных приоритетов был разработан план развития школы на учебный год.